Национализм-2007: «они идут не избивать, а убивать»

Во вторник в Москве сотрудники аналитического центра «СОВА» представили доклад «Радикальный национализм в России и противодействие ему в 2007 году». Выводы экспертов неутешительны: убийств по мотивам национальной ненависти в стране совершается все больше, а осужденных по этой статье - все меньше. Еще один тревожный симптом - это участие в националистической риторике и акциях прокремлевских молодежных движений.

Доклад о радикальном национализме в России центр «Сова» представляет уже в третий раз. «Продолжается стабильный рост насилия, - говорит одна из авторов доклада Галина Кожевникова. - Количество жертв по сравнению с 2006 годом больше уже на 13 процентов. Эпизодов со смертельным исходом на треть больше, чем в 2006 году. В 2006 году 61 человек погиб в результате 44 нападений, в эту статистику включен взрыв на Черкизовском рынке с большим количеством погибших, в этом году таких нападений уже 64 и погибло 69 человек. Неонацисты идут не избивать, а убивать, и это серьезное тоже изменение».

По словам Галины Кожевниковой, насилие приобретает демонстративный характер: неонацисты ищут новые пути прорыва в медиа-пространство. Пример тому – появление печально знаменитого ролика в интернете с казнью двух людей.

«СОВА» указывает на очевидную консолидацию ультраправого движения, которое становится по-настоящему всероссийским. По данным центра, если в 2006 году «Русский марш» прошел примерно в 15 регионах, то в 2007-м – уже в 23. В год выборов, говорит Галина Кожевникова, ситуация была «специфическая»: националисты стали спорить между собой за право лидерства: «Доходило до откровенного мордобоя. Я имею в виду не только эпизод, когда лидер "Национал-социалистического общества" Румянцев ударил лидера Движения против нелегальной иммиграции под камеру, были еще эпизоды. На самом деле именно эти конфликты и сыграли, на мой взгляд, роль в том, что рост активности ультраправых организаций в этом году чуть-чуть затормозился. Не из-за давления правоохранительных органов и государства в целом, а именно из-за конфликтов в самой среде».

Экспертов центра «СОВА» тревожит, что все чаще в явно националистических акциях принимают участие прокремлевские молодежные движения: организация «Местные» проводила рейд под названием «Нелегальное такси», целью было вытеснение с московских улиц водителей частного извоза неславянской внешности. Те же «Местные» пытались бороться с торговцами на рынках, развешивая плакаты «Пора лететь на юг». А активисты Евразийского союза молодежи, который, по мнению сотрудников центра «СОВА», также подконтролен Кремлю, выдвигали более экзотические лозунги, призывающие «поедать немцев, не утопленных в Чудском озере». С другой стороны, власть использует все возможности антиэкстремистского законодательства для борьбы с неугодными ей группами и организациями.

«В этом году очень широко применялась такая вещь, - говорит директор центра «СОВА» Александр Верховский. – Скажем, к "Маршу несогласных" издается одноименная газета. Прокуратура проверяет ее на наличие экстремистских лозунгов. Но для этого изымается чуть ли не весь тираж. Его не возвращают, пока, собственно, марш не пройдет. Эту практику перенесли и на период кампании по выборам в Думу: изъятую в типографиях агитационную литературу СПС вернули на следующий день после голосования, ничего особенного там не обнаружив».

По словам Александра Верховского, в последнее время в законодательство внесены поправки, которые пока («к счастью») редко используются: «Измненено понятие "преступление по мотивам ненависти". Раньше говорилось о мотиве расовой, религиозной и национальной (имеется в виду этнической) ненависти. Теперь к ним добавлена политическая, идеологическая и вражда по отношению к социальной группе. При этом определение "социальная группа" отсутствует. Соответственно, этим можно пользоваться как угодно. Пока таких случаев практически нет, потому что правоохранительная машина у нас медленно работает. Вот скажем, в Питере находится под следствием нацбол за граффити на стенах. Надписи адресованы префекту: вор, взяточник. А почему он сидит-то? Потому что за рисование на стене раньше не положено было лишение свободы. А если это по мотиву ненависти нарисовано, то можно уже дать реальный срок».






Источник: www.svobodanews.ru
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
  • управление бюджетом