Долговая яма
Рост просроченной задолженности — угроза стабильности российской банковской системы. Впрочем, эксперты уверяют, что ничего ужасного не произойдет.
В худшем случае крупные банки лишь сократят объемы кредитования, а часть небольших кредитных организаций обанкротится.
Кризис углубляется, а вместе с ним неминуемо ухудшается финансовое состояние и платежеспособность должников. Если проблема с просроченной задолженностью по кредитам еще не стала для банков бедствием, то рано или поздно это должно случиться. "Темпы роста плохих долгов весьма велики, – отмечает главный экономист управляющей компании "Финам Менеджмент" Александр Осин. – В целом по всему спектру банковского кредитования их размер вырос с января по декабрь прошлого года в 1,2 раза".
Однако объем невозвращенных долгов относительно суммы выданных кредитов, по последним данным, был сравнительно невелик и равнялся на начало декабря прошлого года лишь 2%, рассказывает эксперт. Хотя в этом сегменте есть свое слабое звено. Наиболее негативные данные представил сектор потребительского кредитования, где просрочка составляла 3,5% от общей суммы кредитов, сообщил Александр Осин. Однако он тут же успокоил, что и рыночная доля кредитов физическим лицам сравнительно невелика – 20% от общего объема сегмента банковского кредитования.
"Просроченная задолженность по всем категориям заемщиков демонстрирует существенные темпы роста, – подтверждает директор Центра экономических исследований Московской финансово-промышленной академии Сергей Моисеев. – Тем не менее текущее состояние совокупного кредитного портфеля банковского сектора выглядит в целом неплохо". На начало 2009 года просроченная задолженность по корпоративным клиентам приближается к 2,2%, а по кредитам населению – к 3,5%, по межбанковским кредитам она еще меньше – 0,3%. Таким образом, наблюдатели и комментаторы, говоря об угрозе кредитного кризиса, бегут впереди паровоза, успокаивает Сергей Моисеев. С ним согласен и руководитель отдела аналитики информационного агентства "Интегрум" Игорь Чесноков: "На текущий момент объемы просроченной задолженности полностью соответствуют нормативным значениям и не дают оснований для опасений".
В общем и целом экономистам в сравнении с плохими активами банков других стран текущая ситуация на отечественном рынке представляется вполне ординарной. Среди стран развивающейся Европы, где просроченная задолженность, как правило, не превышает 3%, кредитное качество в России является одним из лучших и сопоставимо с заемщиками из Сингапура и Израиля, уверяет Сергей Моисеев.
Экстренные меры
Однако что бы ни говорили эксперты и как бы они ни успокаивали общественность, на деле получается, что во многих кредитных организациях из-за кризиса уже поменялось отношение к должникам. А это заставляет усомниться, что просрочка по банковским кредитам сейчас находится в норме. Иначе зачем пересматривать уже наработанные и проверенные в течение последних нескольких лет схемы работы с просрочкой?
Финансовый кризис и связанное с ним увеличение просроченной задолженности по кредитам заставляет банки сосредоточить внимание именно на проблемном сегменте клиентов, отмечает директор по претензионной деятельности УРСА Банка Павел Полочанский. Теперь одна из основных задач, стоящих перед банками в условиях экономического кризиса, – ужесточение политики управления рисками, в том числе и кредитными, продолжает начальник отдела по работе с проблемными активами СБ Банка Иван Звягин. В пример он приводит собственную кредитную организацию, в которой, хотя объем просроченных кредитов пока не превышает 0,4%, уже заранее готовятся к возможным проблемам с заемщиками. Для этого в банке сформировано специализированное подразделение – отдел по работе с проблемными активами. В задачи сотрудников данного подразделения входит постоянный мониторинг задолженности, взаимодействие с заемщиком при выявлении первых неблагополучных признаков и, если этого не избежать, принятие решения о путях взыскания средств, в том числе и через суд.
Все перечисленные способы работы с заемщиком – это стандартные схемы по устранению просроченной задолженности. Однако нынешнюю ситуацию стандартной не назовешь, и в кризис одни меры могут вообще не возыметь действия, а другие, наоборот, показать хорошие результаты. "Сейчас банки располагают достаточно широким арсеналом средств для сбора просроченной задолженности, – рассказывает заместитель председателя правления банка "Стройкредит" Юрий Мелякин. – Это и урегулирование споров в судебном порядке вплоть до уголовного преследования при злостном уклонении от уплаты и выявлении различных мошеннических схем, и находящиеся в правовых рамках меры психологического воздействия на проблемных заемщиков".
Но в нынешних условиях эксперту видится наиболее эффективной мерой активизация контактов с клиентами, имеющими просроченную задолженность. Сотрудники банка должны постоянно проводить личные встречи с проблемными заемщиками. Кроме того, хорошо зарекомендовали себя телефонные звонки, отправка коротких сообщений и писем с напоминанием о необходимости погасить задолженность, отмечает Юрий Мелякин.
Получается, что чем быстрее банк свяжется с должником, тем больше у него шансов на устранение просрочки. "Учитывая, что большое число клиентов имеют кредиты более чем в одном банке, особенно важно быть первым из тех, кто даст понять должнику о намерении провести беспрерывную и максимально полную работу по взысканию задолженности", – объясняет директор департамента розничного бизнеса КМБ Банка (группа "Интеза Санпаоло") Татьяна Жаркова. В ее кредитной организации уже наладили систему быстрой диагностики просрочки.
"Практически сразу после начала глобального проявления кризиса наш банк внедрил процедуру так называемого проактивного мониторинга, – рассказывает эксперт. – Она заключается в комплексе превентивных мер, таких как контакты с заемщиками, выезды, обновление финансовых данных по выявлению возможных проблем у клиентов еще до момента появления самой просроченной задолженности".
Одним из наиболее эффективных способов взыскания задолженности в любых условиях является работа с просроченной задолженностью на ранних этапах, подтвердила и вице-президент Балтийского банка Лариса Сергеева. По ее мнению, это особенно актуально по целевым кредитам, имеющим ликвидное обеспечение, так как погашение задолженности в этих случаях несложно осуществить за счет реализации заложенного имущества.
Что касается остальных традиционных средств взыскания задолженности, то в условиях кризиса и падения платежеспособности населения они показывают значительно меньшую эффективность. По словам начальника управления по работе с проблемными активами Росбанка Павла Сеченова, взыскание задолженности через получение судебного приказа, реализация в рамках исполнения судебного акта личного имущества должника, а также вычет из его заработка в кризис почти бесполезны. Усугубляет ситуацию то, что многие недобросовестные должники пытаются скрыть под предлогом кризиса свое нежелание платить, сетует банкир.
В общем, банкам сейчас только и остается, что стараться как можно быстрее заметить просрочку и пытаться по-хорошему договориться с должником. "В кризисных условиях банки вынуждены рассматривать варианты реструктуризации кредитов в тех случаях, когда это целесообразно, – рассказывает первый заместитель председателя правления Москоммерцбанка Людмила Лебедева. – Целесообразность определяется на основании глубокой диагностики бизнеса или финансового состояния заемщика в данной конкретной ситуации, а также с помощью прогноза финансового состояния на перспективу".
Однако реструктуризация не означает прощение долга или снижение процентной ставки, подчеркивает эксперт. Банк может лишь пересмотреть график платежей на определенный период с обязательным погашением ссуд в будущем. При этом в так называемый льготный период заемщик, как правило, должен погашать не только часть основного долга, но проценты по нему. Так что всем подряд реструктурировать ссуды банки не собираются. Повезет лишь тем должникам, которые обладают положительной кредитной историей, а также прозрачными и понятными для банка финансовыми перспективами.
Директор по взысканию просроченной задолженности Альфа-банка Олег Коган тоже подтвердил, что его кредитная организация готова поддержать наиболее лояльных должников посредством рефинансирования задолженности, так как ощущает ответственность перед клиентами. Однако тоже не перед всеми подряд. "Мы планируем помогать клиентам, которые утратили способность производить оплаты по кредитам в связи с потерей работы либо в связи со значительным снижением доходов, – рассказал банкир. – Требования для предоставления возможности рефинансирования следующие: идеальная платежная дисциплина клиента, отсутствие просрочки в течение последних шести месяцев, а также подтверждение фактов потери работы или снижения доходов соответствующими документами".
Их требуют от кандидатов на реструктуризацию ссуды и в Росбанке. Павел Сеченов рассказал, что скоро банк даже начнет предлагать более широкий спектр инструментов реструктуризации кредитов, включая предоставление каникул, рассрочек и других преференций. Однако для работы с недобросовестными плательщиками и откровенными мошенниками банк избрал тактику ужесточения и пресечения нежелания платить, включая уголовное преследование и банкротство, предупредил эксперт.
Впрочем, банкирам не обязательно самостоятельно стараться справиться с нарастающей просрочкой. Для этого можно привлечь помощников – коллекторские агентства. Точнее, скорее всего, их придется привлечь. "Объем просроченной задолженности в российской банковской системе будет увеличиваться, – прогнозирует Юрий Мелякин. – Поэтому далеко не каждый банк сможет эффективно работать с проблемными активами самостоятельно". В этих условиях сотрудничество между кредитными организациями и коллекторскими агентствами будет крепнуть, считает эксперт.
Готовься к худшему
Заметно, что пока еще банки справляются с просрочками. Но ведь пока положение в российской экономике тяжелое, и заемщикам еще рано идти на поправку. Очевидно, что просроченные долги продолжат расти, но не ясно, с какой скоростью это будет происходить. Эксперты не питают на этот счет иллюзий и честно прогнозируют быстрый рост просрочки.
По официальной информации, уровень просроченной задолженности в банковской системе по состоянию на начало текущего года составил 3,8% от совокупного кредитного портфеля российских кредитных организаций. При этом официальный прогноз предполагает, что к началу первого квартала 2009 года данный показатель может достигнуть уровня 4-4,5%. "К середине года уровень просроченной задолженности может подняться до критического – это 5-6% совокупного кредитного портфеля", – прогнозирует аналитик финансовой группы "БКС" Денис Мухин.
А вот руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов считает, что дела у банков пойдут еще хуже. Эксперт отмечает, что с каждым месяцем ситуация с просроченными задолженностями делается для кредитных организаций все более угрожающей. Они ужесточают требования к должникам, чем провоцируют новые ухудшения, считает Василий Колташов. Согласно его прогнозу, по итогам февраля доля просроченной задолженности физических и юридических лиц превысит 20%.
Причем дальше будет еще хуже. "Сейчас долги возвращаются ценой колоссальных усилий, – завершает прогноз Василий Колташов. – Еще немного – и положение станет катастрофическим. Весной и летом можно ожидать еще более быстрого роста доли просроченных долгов в портфелях банков".
Впрочем, есть экономисты, которые не поддерживают столь мрачных настроений. Сергей Моисеев считает, что в ближайшее время ожидается, что невозврат кредитов составит 4-5% по совокупному портфелю банковского сектора. У банков, связанных с государством, потери по кредитному портфелю будут несколько ниже, чем по сектору в целом – около 3-4%, считает эксперт. Объясняется это наплывом клиентов, среди которых госбанки смогут проводить селекцию наиболее кредитоспособных. У остальных крупнейших банков, которым достаются менее устойчивые заемщики, просроченная задолженность ожидается на уровне 6-8%, а у организаций, специализирующихся на розничном кредитовании, – около 15-18%, считает Сергей Моисеев.
Логично, что и банкиры не склонны поддаваться панике, так как это может плохо повлиять на их имидж. "В настоящий момент мы не наблюдаем взрывного или угрожающего роста просроченной задолженности, – рассказывает начальник управления маркетинга банка "УралСиб" Михаил Воронько. – Темпы ее увеличения сопоставимы с докризисным уровнем". Однако при негативном сценарии развития рост просроченной задолженности может обозначиться уже в марте-апреле 2009 года, что связано с реализацией накопленного в экономике кризисного потенциала, добавляет эксперт.
Но даже если такой сценарий реализуется, крупным банкам беспокоиться не о чем, уверяет Михаил Воронько. По его мнению, масштабы роста просроченной задолженности прогнозируемы, и уже сейчас крупные банки подготовили целый комплекс мероприятий по управлению качеством активов. С этой целью внесены изменения в оргструктуры кредитных организаций, разработаны программы реструктуризации задолженности, созданы дополнительные резервы, ведется постоянный мониторинг финансового состояния заемщиков.
Банки готовы встретить кредитный вызов, подтверждает Сергей Моисеев. По его наблюдениям, резервы на возможные потери по ссудам, которые отражают ожидания банков, в январе текущего года превысили 5% кредитного портфеля. Таким образом, банки оказываются вполне готовыми к худшему. Помимо пересмотра условий кредитования и политики управления рисками они активно наращивают резервы на возможные потери. Уже сегодня отношение резервов к просроченной задолженности достигает 244%, что является одним из самых высоких показателей в мире, отмечает эксперт. Уровень резервирования у российских банков сопоставим с их коллегами из Южной Кореи, Мексики, Бразилии и Чили. Сбербанк огласил свое намерение удерживать отношение резервов к просроченной задолженности на уровне не менее 250%. Представляется, что остальные банки будут придерживаться аналогичной политики, заключает Сергей Моисеев.
Усушка ссуды
Несправедливо будет умолчать, что все вышесказанное относится главным образом к крупным кредитным организациям. А вот менее сильным игрокам банковского рынка придется несладко. "Повальное банкротство малых и средних банков – приближающаяся перспектива, – считает Василий Колташов. – Крупные банки все больше станут зависеть от государственных вливаний, а выдавать кредиты будут все более осторожно".
То есть развивать кредитование прежними темпами банкам уже не удастся. Из-за этого сократится прибыльность бизнеса. Контрольным выстрелом, который прикончит небольшие банки, станет рост просроченной задолженности. Он будет вынуждать финансовые институты увеличивать резервы под обеспечение кредитного портфеля, что приведет к снижению чистой прибыли, объясняет Александр Осин.
Если невозврат кредитов существенно превысит 5%, рентабельности банков не хватит на увеличение резервов в связи с возможными потерями, считает Сергей Моисеев. При этом вряд ли стоит ожидать, что собственники банков в условиях низкой прибыльности банковского бизнеса и неопределенности будущего захотят самостоятельно капитализировать свои кредитные организации, считает эксперт. В этом плане предложение правительства по капитализации банков за государственный счет оказывается как нельзя кстати. Если оно будет полностью реализовано, капитализация за счет Внешэкономбанка позволит выдержать удвоение просрочки, уверен Сергей Моисеев. Однако он добавил, что при дальнейшем ухудшении качества кредитного портфеля банкам потребуется дополнительная поддержка.
Основным последствием роста просрочки станет сокращение объемов кредитования, прогнозируют эксперты. "Ослабление экономической конъюнктуры в 2009 году приведет к заметному ухудшению кредитоспособности заемщиков – как юридических, так и физических лиц, – что, в свою очередь, заставит банки пойти на ужесточение кредитной политики, – прогнозирует Денис Мухин. – Вкупе с ухудшением ситуации с фондированием это приведет к замедлению темпов роста ссудных портфелей российских банков". "Политика кредитования в отношении физических лиц уже ужесточена и вряд ли будет пересматриваться банками, по крайней мере, до конца этого года, – считает Александр Осин, – когда на рынке могут появиться первые признаки, свидетельствующие о постепенном улучшении ситуации в мировой экономике".
Наиболее тяжелая ситуация сложится в секторе розничного кредитования. Потребительское кредитование будет снижаться еще длительное время после того, как кризис войдет в решающую фазу, считает Игорь Чесноков. Это связано с инертностью потребителей и негативным эмоциональным фоном, сопровождающим кризис. Ухудшающееся состояние заемщиков приведет к дальнейшему ужесточению требований по выдаче кредитов. "Банки обеспокоены сейчас в большой мере тем, как не потерять свои деньги за счет плохих долгов, – объясняет Александр Осин. – На этом фоне пролоббированные ими изменения в законодательстве о возможности при определенных условиях без суда отбирать у должников жилье вряд ли поспособствуют активизации ипотеки и потребительского кредитования".
Хотя будут и положительные для частных клиентов изменения. Возможен вывод на рынок новых кредитных продуктов, таких как микроссуды, а также прочие гибкие решения, которые позволят привлечь потребителей банковских услуг в условиях кризиса, считает Игорь Чесноков.
А вот сектор корпоративного кредитования скоро может пойти на поправку. "С другой стороны, в сфере кредитования государственных структур и реального сектора ситуация может в ближайшие кварталы продемонстрировать постепенное улучшение, – считает Александр Осин. – Этот сектор активно поддерживается со стороны госструктур, которые сейчас заняли доминирующее положение на российском банковском рынке".
Источник: www.credits.ru
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.