Время разбрасывать камни

Вчера "Газета" написала о всеохватном по анонсу творении экспертов, вдохновителем которого явился РИО-Центр. Это почти катехизис, то есть ответы на любые вопросы. Идея такая: будущий российский президент только подумает: а неплохо было бы сделать так, чтобы... А сборник программ на любой случай - вот он! Сегодня РСПП и Общественная палата презентуют свод законопроектов, который на выходе должен дать программу новой промышленной политики. В конце мая МЭРТ обещает познакомить правительство, а заодно и заинтересованную общественность с прогнозом социально-экономического развития России за пределами 2010 года. Понятно, что весь этот бум объясняется близящимся большим выборным циклом. Но за непрекращающимися парадами программ и программистов есть и более глубокие причины.

История нашей страны с определенного рубежа вся состоит из сменяющих друг друга, но никогда не заканчивающихся переходных периодов, из расстановки вех и их смены. Вот и сейчас программисты пируют, ощущая очередную "смену парадигмы развития".

Откуда и куда на этот раз? Ответов множество: противоречивых, политизированных и технократических, пафосных и расчетливых - на любой вкус. Но что любопытно: экспертный мейнстрим не видит кардинальной политической развилки в 2008 году. Поворот - да, но он, по сути, один. Это переход от политики латания дыр, накопления резервов к технологическому рывку. Выбор конкурентных преимуществ и концентрация на них ресурсов.

Почти по Маяковскому: "Клячу истории загоним! Левой! Левой! Левой!" С Маяковским согласны не все. Общее русло распадается на рукава.

Что такое промышленная политика? Как именно стимулировать конкурентоспособность? Есть принципиально разные позиции. Совсем левые: государству всегда виднее. Прагматичные: раз надо поддерживать наукоемкие отрасли, то нужны налоговые льготы для НИОКР, реформа НДС (нагрузка которого тем выше, чем выше степень переработки), финансовая поддержка науки и образования. Вторая позиция плодотворнее, но, во-первых, создавая зоны пониженного налогообложения, она породит искус новых путей "налоговой оптимизации", а значит, новые формы фискального контроля, который, в свою очередь, может граничить с рэкетом. Так что параллельно надо ставить вопрос об ужесточении в УК ответственности за нанесение госорганами и их представителями материального ущерба бизнесу. Во-вторых, и это важнее, одних технократических мер мало. В январе этого года Дмитрий Медведев опубликовал программную статью, главный месседж которой: "Только вложения в человека способны помочь уйти от экономики "ресурсной и индустриальной" к экономике знаний, к экономике "ежедневной технологической революции". Здорово. Но чего-то не хватает. Первый вице-премьер и кандидат в преемники ни слова не написал о том, что творческий потенциал складывается не из одних инвестиций. Творческие люди, напоминает Александр Шохин, "стремятся туда, где больше разнообразия жизни, больше свобод", а вот как раз о развитии демократии Медведев и "забыл". Другой кандидат в преемники - Сергей Иванов - по старинке настаивает на превращении оборонки в локомотив прогресса, а для этого шарашка приспособлена лучше демократии.

Так что спор о том, как сделать двигателем прогресса не нефть с пушками, а творчество во всех сферах жизни, еще не закончен.

Цитата: Экспертный мейнстрим не видит кардинальной политической развилки в 2008 году. Поворот - да, но он, по сути, один


Газета
НИКОЛАЙ ВАРДУЛЬ
18 мая 2007



Источник: www.e-rus.ru
  • управление бюджетом