Блеск и нищета экспертизы

РИО-Центр готов запрограммировать любого президента-2008 НИКОЛАЙ ВАРДУЛЬ, АНДРЕЙ ЛАВРОВ На вчерашней конференции, организованной Центром развития информационного общества (РИО-Центр) и проходившей в детском парке на Делегатской улице, собрался цвет экономического экспертного сообщества. Присутствовали или в личном качестве, или в качестве соавторов представленных документов эксперты - бывшие члены правительства, в частности Сергей Глазьев, Евгений Ясин и Евгений Гонтмахер; были эксперты, которые представляли академические и иные исследовательские центры - например, Руслан Гринберг, Сергей Караганов, Иосиф Дискин. Присутствовали, но так и не вышли на трибуну ведущие эксперты нынешнего правительства - Андрей Клепач (МЭРТ) и Алексей Саватюгин (Минфин). Количество собранных экспертных голов, по замыслу организаторов, должно было перейти в новое качество знания о том, какой быть российской экономике в 2008--2016 годах. Произошло ли это, станет ясно в будущем году.

Муки свободного творчества РИО-Центр начал свою программную деятельность зимой 2006 года. И сразу позиционировался как центр подготовки программы будущего президента.

Напрашивается сравнение с Центром стратегических разработок (ЦСР), созданным зимой 1999 года с той же целью. РИО-Центр намеревался привлечь лучшие экспертные силы страны, и, как показала вчерашняя конференция, это ему удалось. В первом составе ЦСР звезд первой величины не было. Тем не менее ЦСР не только выдвинул из своих рядов Германа Грефа, ставшего министром экономического развития и торговли, но и выдал на-гора не одну программу, часть из которых приняли к исполнению. Удастся ли подобное РИО-Центру, еще вопрос.

Все дело в заказе. ЦСР работал, выполняя заказ Владимира Путина, бывшего на момент создания ЦСР еще премьер-министром. РИО-Центр работает втемную, не имея ни артикулированного заказа, ни заказчика. Но утверждает, что занимается не программами ради программ, а рассчитывает на востребованность. Эксперимент любопытен.

Возникает, однако, вопрос, как объединить не просто под одной крышей, а буквально под одной обложкой экспертов, которые исповедуют зачастую противоположные политические взгляды. В РИО-Центре считают проблему технической. "Единственный курс в экономической политике, который может объединить и хозяйственные, и иные другие национальные интересы и выгодный всем - населению, властям, бизнесу, стране в целом, - носит название "прагматизм", - пишут авторы доклада. Итак, экспертов объединили под лозунгом "Никаких -измов, кроме прагматизма!".

Правда, все можно повернуть иначе. Эксперт потому и эксперт, что, как правило, стоит на своем. А значит, в презентованном вчера сводном докладе можно найти -измы на любой вкус.

Чем сценарии экспертов отличаются от прогноза правительства Кроме вольных экспертов, программы пишет и правительство. Правда, оно не замахивается дальше 2010 года. Но это пока. МЭРТ собирается пойти дальше уже через пару недель. В последних числах мая он представит долгосрочный прогноз. Его по заказу замминистра экономического развития Андрея Белоусова пишут эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (в котором трудится ведущим экспертом брат Андрея Белоусова Дмитрий). Идея отдать прогнозирование на аутсорсинг возникла в МЭРТе с приходом старшего из братьев Белоусовых на должность замминистра, после того, как он написал среднесрочную программу.

В правительственной программе подход совершенно другой, чем в сводном докладе РИО-Центра. МЭРТ прагматично начинает с прогноза цены на нефть. Дальше появляются три сценария: снижение, повышение и сохранение действующей цены на нефть марки Urals. На эти три фактора наслаиваются действия правительства, которое может пойти по инерционному или инновационному пути развития. В РИО-Центре во главу угла ставят само правительство. Именно от его действий, по мнению экспертов, зависит сценарий социально-экономического развития России. Президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев, например, выделил четыре вероятных сценария, зависящих от поведения правительства. Первые три: либо оно будет проедать природную ренту, либо модернизировать экономику, либо само станет основой экономики. Наиболее вероятен четвертый, инерционный сценарий - сохранение нынешней политики. Цена на нефть при этом не рассматривается. Партнер группы ФБК Игорь Николаев, не участвовавший в написании доклада, выступил вчера "штрейкбрехером". По его мнению, восемь путинских лет - это эпоха накопления потенциала. Теперь есть реальный шанс по сути вернуться к программным документам ЦСР образца 2000 года, то есть к масштабным институциональным реформам. Директор Института экономики РАН Руслан Гринберг в своем прогнозе сделал упор на развитие человеческого капитала. Преодоление демографических проблем в совокупности с резким увеличением бюджетных инвестиций в науку и образование позволит ускорить экономический рост. Говоря об обновлении бюджетной политики, Гринберг вместе с Сергеем Глазьевым предлагают будущему президенту выбирать между политикой финансовой стабилизации и политикой интенсивного инновационного роста. И опять выбор не зависит от нефтяной конъюнктуры.

Так что на ярмарке сценариев есть все, кроме режиссера.




Газета
НИКОЛАЙ ВАРДУЛЬ, АНДРЕЙ ЛАВРОВ
17 мая 2007



Источник: www.e-rus.ru
  • управление бюджетом