Поэты на краю Ойкумены

Уже несколько лет в Калининграде-Кенигсберге – в самом западном городе России – проходит поэтический фестиваль «Слоwwwo». И вот теперь прошел Первый международный поэтический фестиваль «Берега» во Владивостоке, как бы замыкая поэтическое пространство России.

К берегам Владивостока причалили поэты из разных стран. В их числе: Алексей Остудин из Казани, харьковчанин Станислав Минаков и киевлянин Александр Кабанов. Из Нью-Йорка прилетел Бахыт Кенжеев. Так что фестиваль вполне подтвердил свой международный статус. В фестивале приняли участие московские поэты Виктор Куллэ, Евгения Вежлян, Владимир Губайловский, поэт и прозаик Василина Орлова и прозаик Петр Алешковский.

Как это часто бывает, благое дело является в основном заслугой нескольких энтузиастов: двух жителей Владивостока - издателя Александра Колесова и поэта и мецената Ивана Шепеты, и москвича редактора отдела поэзии журнала «Новый мир» Павла Крючкова. Именно они «окликнули» другие поэтические фестивали из крайней восточной точки страны.

Президент, вдохновитель и организатор фестиваля Александр Колесов рассказывает о его предыстории: «К нам уже в течение 10 лет приезжают известные писатели из Москвы и Питера, и дорожку эту проторил Андрей Битов, когда приехал в 1997 году читать лекции в нашем университете. Но мне хотелось, чтобы писатели приезжали к нам на ежегодное литературное событие. И тогда возникла идея сделать поэтический фестиваль и назвать его "Берега". Потому что мы живем в очень поэтическом месте, берега географически окаймляют огромную территорию азиатско-тихоокеанского региона, и мне хотелось, чтобы месседж поэтический пошел отсюда, из Владивостока, в Москву, в Питер, в Европу, в Америку, в Австралию».

'Поэты Бахыт Кенжеев представляет книгу «Крепостной остывающих мест»

Вероятно, главным событием всего фестиваля стала презентация новой книги Бахыта Кенжеева, которая вышла во владивостокском издательстве «Рубеж». Вечер состоялся в Малом зале филармонии. Бахыт кратко представил книгу и приступил к чтению: «Значит, книжка эта писалась три года примерно, а закончена она была буквально в августе этого года. Называется она "Крепостной остывающих мест". Что это значит? Это вы поймете из стихов».

***
Зачем придумывать — до смерти, верно, мне
блуждать в прореженных надеждах.
Зря я подозревал, что истина в вине:
нет, жестче, поразительнее прежних

уроки музыки к исходу рождества.
Смотри, в истоме беспечальной
притих кастальский ключ, и караван волхва
уснул под лермонтовской пальмой.

Так прорастай, январь, пронзительной лозой,
усердьем жреческим, пустым орехом грецким,
пусть горло нищего нетрезвою слезой
сочится в скверике замоскворецком,

качайся, щелкай, детский метроном,
подыгрывая скрипочке цыганской,
чтобы мерещился за облачным окном
цианистый прилив венецианский

***
Я не помню, о чем ты просила. Был – предел, а остался – лимит,
только лесть, перегонная сила, перезревшее время томит –

отступай же, моя Ниобея, продирайся сквозь сдавленный лес
стрел, где перегорают, слабея, голоса остроклювых небес -

да и мне - подурачиться, что ли, перед тем как согнусь и умру
в чистом поле, в возлюбленном поле, на сухом оренбургском ветру -

перерубленный в поле не воин – только дождь, и ни звука окрест
лишь грозой, словно линзой, удвоен крепостной остывающих мест

Книга Бахыта Кенжеева стала первой в задуманной Александром Колесовым и издательством «Рубеж» серии «Линия прилива». В этой серии будут выходить книги русских поэтов, живущих в разных странах мира.

'Поэты Памятник Осипу Мандельштаму

Отвечая на вопросы слушателей, Бахыт Кенжеев остановился на одном из центральных событий фестиваля. В первый день и участники фестиваля, и писатели, приехавшие во Владивосток с «Литературным экспрессом», возложили цветы к памятнику Мандельштаму: «Памятник Мандельштаму мне очень понравился. А что я испытывал, возложив там гвоздику к подножию? Я не хочу кощунствовать, но это было близко к тому, как придти к Гробу Господню в Иерусалиме. И, кстати, есть легенда , что Осип Эмильевич был низкорослый, но памятник правильный. Метр семьдесят пять или метр восемьдесят его реального роста, и он не сутулый и не беззубый. Ну, хорошо, он закрыл глаза, он всегда закрывал глаза, когда читал стихи. Урод? Так он и был уродом, его девушки не любили, это известно».

Поэты читали стихи и говорили о стихах. Чтения проходили в университетах, в музеях, в галереях и книжных магазинах. Выступали, естественно, не только гости города, но и владивостокские поэты. На одной из встреч читал свои стихи поэт Юрий Кабанков.

Господи, прости нам нищету!
И высоких помыслов тщету.
Смертною повиты пеленою,
мы уже на ангельском счету.

Господи, куда ж теперь нам плыть?
Ливень зарядил - и нечем крыть.
Ливень, говорю, по нашу душу -
дабы плоть до основанья смыть!

Господи, ведь я еще живой!
Ангелы трубят над головой,
рыбы выбираются на сушу,
воскрешая ужас меловой.

Господи, спаси и укрепи!
Небеса срываются с цепи;
ангелы утраченную душу
гонят, как сайгака по степи.

Господи! Ей-богу, не смешно!
Смертному безумие грешно, -
вразуми окаменевший разум:
не Твое ли Царствие пришло?

Москвичи тоже не отставали. Свои стихи прочитала Евгения Вежлян:

Где дышит, все в жабрах, сырое лицо
Жильца номер ноль из породы жильцов,
Который выходит из ванной,
От холода весь деревянный.

Где смерть измеряет его рамена
И чресла, насколько линейка длинна,
И глаз ее смотрит из слива
Блестящий и мягкий, как слива.

Она - по хозяйству, а он - просто так,
По жизни, по жизни сквозь медный пятак,
Не видно ни решки, ни тушки,
Покуда соседи в орлянку играть
Садятся, чтоб вычесть,
Кому умирать на шаткой ее раскладушке

В последний день участники подвели его итоги и оценили результаты. Харьковский поэт и эссеист Станислав Минаков сказал: «Мне кажется, этот фестиваль представляет собой духовную точку сборки. Потому что посмотреть на наше огромное пространство - и географически огромное, и исторически огромное, и нравственно, и духовно огромное - оказалось более возможным, когда переместишься на этот край, на эту границу».

'Поэты Павел Крючков представляет свой проект "Звучащая поэзия"

Поэт из Киева Александр Кабанов организует поэтический фестиваль «Киевские лавры». Ему есть, с чем сравнить: «Все-таки важен для фестиваля выбор места. Во Владивостоке - выбор места, плюс то, что организаторы - люди не казенные, фестиваль удался».

Писатель Петр Алешковский был единственным не поэтом, принявшим участие в фестивале. Его взгляд на происходящее особенно интересен: «Впечатление - ошеломляющее, потому что, во-первых, "Берега" это первый такой представительный сбор на краю земли, нашей родины, и строится он на фундаменте толстого альманаха "Рубеж". Александр Колесов, который затеял издавать этот альманах, дал ему название "Рубеж", продолжая серию журналов, которые выпускались в русском Харбине. И эта связь русского эмигрантского Харбина, той культуры с культурой сегодняшней, которая во Владивостоке есть, мы ее видели, она дальше связывается, правда, самолетом, но можно и по железной дороге, с Москвой, и оказывается, что поэтическое пространство существует».

Поэты Ирина Ермакова и Виктор Куллэ уже не в первый раз во Владивостоке, но если Ирина приезжает в последние годы, то Виктор был в этом городе 20 лет назад. Ирина Ермакова сказала: «Ужасно рада, что я приехала сюда в третий раз. Меня уже узнает публика. Здесь очень отзывчивые люди, здесь с огромным вниманием слушают стихи. Во Владивостоке публика не избалована, как в столицах, поэтическими мероприятиями»

Виктор Куллэ добавил: «Удивило то, что мы действительно оказались, в каком-то смысле, на краю Ойкумены. Вот это край нашей страны, дальше ничего нет. Удивило и порадовало отсутствие языкового и ментального барьера: ты встречаешься с людьми и говоришь с ними, как со старыми друзьями, ты понимаешь, что говоришь с ними на одном языке. Вот это самое замечательное».

Президент фестиваля Александр Колесов подвел его итоги такими словами: «Мне кажется, у нас получилось главное, чего хотели достичь: у наших участников возникло ощущение, что они приедут еще, как, допустим, к нам приезжала Ирина Ермакова и Стас Минаков здесь уже бывал. Наше пространство уже "распаковано" писателями и поэтами, издалека приезжающими. И в дальнейшем понимание места этого, этого пространства будет происходить раз за разом».

Вероятно, главным словом этого фестиваля стало слово «пространство». Мы пересекли всю страну по диагонали, опустили руки в Тихий океан, и почувствовали край Ойкумены. И оказалось, что этот край не так уж далек от нас.

В заключении хочу выразить свою благодарность Алексею Остудину и ЖЖ юзеру «Путь Самурая» за фотографии.

Но стихи надо слушать:

Слушать Windows Media

Загрузить Windows Media

Загрузить RealAudio

Загрузить MP3






Источник: www.svobodanews.ru
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
  • управление бюджетом