Реальности волчий вой

Фланнери О’Коннор – из тех американских писателей, которых советские читатели считали своими. У многих стоит на полке желтая книжка с пронзительным заголовком "Хорошего человека найти нелегко". В далеком 1974-м, когда этот сборник вышел впервые, советские читатели еще не знали, что этот стиль называется "южной готикой"; что Фланнери О’Коннор - не столько наследница, сколько соперница Фолкнера; что она - католичка на протестантском Юге - всю жизнь была белой вороной, к тому же увечной. Ее прозу любили просто за то, что она не была похожа ни на какую другую.

Новую биографию Фланнери О’Коннор написал Брэд Гуч. Традиционную американскую реакцию на творчество и жизнь писательницы, пожалуй, наиболее полно демонстирует рецензия Джой Уильямс. Первое, что рецензент отмечает, – это многочисленные житейские странности писательницы:

"Фланнери О’ Коннор любила пить кофе с кока-колой. Она обожала домашнюю птицу, и в детстве вязала свитера курицам. На ферме ее матери в Джорджии Фланнери выращивала павлинов и вкладывала их перья почти в каждое письмо (а она рассылала их сотнями). Своему кумиру, поэту Роберту Лоуэллу после его очередного запоя Фланнери послала перо в 1,5 метра длиной. Лоуэлл посмотрел на него и мрачно сказал: "Это как раз то, чего мне не хватало в жизни". Однажды на "День Матери" Фланнери О’ Коннор подарила своей матери осла".

Конечно, все это было. Даже болезнь, которая унесла ее в 39 лет, была странной и редкой – волчанка. Но гораздо более любопытны и почти необъяснимы другие, литературные странности этой великой южанки. Фланнери О’ Коннор – автор, может быть, самых пронзительных, кровоточащих рассказов в американской литературе: "Соль земли", "Герань", "Хорошего человека найти нелегко", "Перемещенное лицо", "На вершине все тропы сходятся", "Береги чужую жизнь, спасешь свою", "Река". Но при этом она совершенно не ценила писателей с дарованиями, близкими по качествам ее собственному. Она не замечала Карсон Маккаллерс, говорила, что ее тошнит от Теннесси Уильямса и от Трумэна Капоте. Она не любила Франца Кафку и страдала, когда ее произведения сравнивали с его. Ее кумирами были даже не писатели, а энциклопедически образованные эссеисты, переводчики и редакторы: переводчик с древнегреческого Роберт Фитцджералд, знаменитый редактор Роберт Жиру. Одно из немногих исключений составлял поэт Роберт Лоуэлл. Свое творчество она считала продолжением линии Натаниеля Готторна. А вообще говорила про себя, что она родом из 13-го века.

"Будучи убежденной католичкой, Фланнери О’ Коннер зачитывалась теологами-протестантами, делая исключение (опять же, почти единственное) для философа-иезуита Пьера Тейяр де Шардена. Богословские труды она читала постоянно и говорила, что это чтение прибавляет ее работам смелости".

Написать полноценную биографию Фланнери О’ Коннор очень трудно: из тридцати девяти лет жизни 21 год она прожила на материнской ферме в почти полной изоляции. Она провела там первые 18 лет жизни до поступления в университет, и последние 13 - почти все время на костылях, медленно умирая от неизлечимой болезни.

Подруга Фланнери Салли издала сборник ее писем "Навык существования" - главный источник биографических данных о писательнице.

alt
Фланнери невероятно смело писала, так же невероятно мужественно она и умирала

Источник: www.svobodanews.ru
  • управление бюджетом