Претендентов на пост главы Египта нет

Уже 11 дней оппозиция требует отставки президент Египта Хосни Мубарака. Однако, локомотив народных недовольств, запрещенная в стране группировка «Братья-мусульмане», уже открестилась от предстоящих честных выборов, которые пока намечены на сентябрь. Между тем, уже есть первые предположения, кто может стать главой АРЕ после Мубарака.

В пятницу, 4 февраля, первым изъявил свое почти четкое желание идти на выборы генсекретарь Лиги арабских государств Амр Муса. В интервью телеканалу «Rusia al Yaum» он сказал, что над выдвижением своей кандидатуры на пост президента Египта он «думает, но еще не принял окончательного решения».

«Я, как гражданин Египта, сегодня не приемлю подобного развития событий (имеется ввиду возможная гражданская война – прим.ред.), - сказал Амр Муса. - Мы все должны объединить наши усилия. Сегодня египетское общество и оппозиция не те, каким они были до событий 25 января нынешнего года. Мы должны оценить нынешнюю ситуацию и участвовать в создании такой политической силы, которая была бы способна вывести страну из кризиса».

Ранее генсек ЛАГ также заявлял, что не верит в готовность президента Египта Хосни Мубарак добровольно покинуть свой пост раньше срока. «Не думаю, что он уйдет, - сказал Муса в интервью радиостанции »Европа 1«. - Полагаю, что он останется до конца августа».

Отметим, что с 1991 по 2001 год Амр Муcа занимал пост министра иностранных дел в правительстве Хосни Мубарака. До этого был постоянным представителем Египта при ООН.

Между тем, в списках на президентское место может оказаться и бывший глава МАГАТЭ Мухаммед аль-Барадеи. В первые дни начала демонстраций, он вернулся на родину и поддержал выступающих, призвав к реформам и отставке Мубарака.

Но многие эксперты сходятся во мнении, что у бывшего главы МАГАТЭ нет шансов занять президентский пост. Более того, местное население называет его самопровозглашенным лидером оппозиции, хотя в первые дни протестов в Каире и после наложения на аль-Барадеи домашнего ареста, катарский спутниковый телеканал «Аль-Джазира» сообщал, что египтяне, вышедшие на демонстрации, хотели бы видеть именно его в качестве главы государства.

В четверг, 3 февраля один из западных дипломатов, неоднократно пересекавшийся с аль-Барадеи за время его международной карьеры, также поделился своим мнением насчет шансов этого политика стать главой АРЕ.

По словам дипломата, бывший гендиректор МАГАТЭ в отличие от всего остального мира, в собственной стране практически не известен и не обладает должным политическим авторитетом среди населения.

«Огромный опыт в международной политике, уважение одних и неприязнь других мировых игроков - это внушительный политический капитал, но для того, чтобы реально возглавить протестную волну, нужно влияние, или хотя бы узнаваемость внутри страны, а этого как раз и нет у экс-чиновника, проведшего три последних десятилетия за пределами Египта», - считает западный дипломат.

«Если бы решение, кому рулить Египтом в предстоящие годы, принимала публика, собирающаяся в ратуше Осло (где проходит церемония вручения Нобелевской премии, которая у аль-Барадеи есть), быть бы ему новым президентом арабской страны, но решать будут сами египтяне, у которых набор критериев сильно отличается от мерок европейских либералов», - сказал дипломат.

При этом сам аль-Барадеи утверждает, что не стремится в президентское кресло, а хочет лишь «помочь стране в переходный период» до выборов нового легитимного президента АРЕ.

Как считает специалист института Ближнего Востока И. Берг, вопрос о новом главе государства уже ясен и не исключено, что это будет военный.

«Президент Хосни Мубарак, посетивший главный штаб вооруженных сил, где провел серию консультаций с Омаром Сулейманом, а также министром обороны Мухаммедом Хусейном Тантауи, начальником генштаба Сами аль-Ананом и другими высокопоставленными военными, окончательно закрепил договоренность о будущем распределении полномочий после подавления протестов. Эксперты считают, что президента вынудили пойти на серьезные уступки военным, в числе планов которых – проведение карательных операций, грозящих новым кровопролитием», - пишет эксперт.

При развитии событий с нарастающим числом жертв вполне вероятно смещение Хосни Мубарака и приход к власти кого-то из генералов, не исключено того же Омара Сулеймана. «Ситуация пока неясна, - высказывает мнение немецкий эксперт Петер Шолль-Латур. – Армия и спецслужбы, без сомнения, будут подавлять беспорядки с присущей им жестокостью. Военные же будут решать вопрос о преемнике, которым может стать как Мубарак, так и его сын президента Гамаль или генерал Сулейман. В любом случае, кто бы ни пришел к власти, он должен понимать, что самая большая опасность Египту исходит от радикал-исламистского движения».

Берг также оценил шансы аль-Барадеи на то, чтобы стать главой государства. По его словам экс-глава МАГАТЭ отвечал бы интересам США и Евросоюза, которые озабочены сохранением преемственности внешнеполитического курса Египта, поскольку он олицетворяет собой «лидера арабского мира, стоящего на умеренных позициях».

Наиболее вероятной кандидатурой на пост президента Египта Сулеймана видит и президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. По его мнению, «у Мубарака два варианта. Он может подавить все большой кровью. Очень большой кровью, но у него просто нет таких ресурсов – ни возрастных, ни силовых. Либо ему придется все передавать главе спецслужб Сулейману. Брать власть и удерживать ее больше некому. О сыне президента Гамале Мубараке как о будущем правителе Египта можно забыть».



Источник: er-portal.ru
  • управление бюджетом