Начинается эксперимент по уничтожению стволовых раковых клеток

В нескольких американских медицинских центрах начинаются клинические испытания нового лекарства. Это событие вызывает необычные волнения в мире профессионалов онкологии, свыкшихся с тем, что продление жизни больного даже на несколько месяцев с помощью нового лекарства воспринимается как серьезное достижение. На этот раз испытанию подвергнется не столько новый медикамент, сколько самая, как говорят специалисты, значительная и многообещающая теория, по крайней мере, последнего десятилетия.

В образной интерпретации апологетов этой теории, они, наконец-то, обнаружили своего рода родник, поддерживающий жизнь и регенерацию раковых образований – это раковые стволовые клетки, присутствие которых в небольшом количестве было обнаружено, по крайней мере, в десятке разновидностей раковых опухолей. Цель новых испытаний – попытаться уничтожить этот источник жизни рака. Проверка этой революционной теории начнется на тридцати пациентках, страдающих раком груди. Они будут принимать препарат, первоначально созданный как средство от болезни Альцгеймера. Однако в лабораторных опытах с мышами случайно выяснилось, что это лекарство способно уничтожить стволовые клетки рака груди. Надежды ученых как никогда велики.

Профессор медицины Даниил Голубев комментирует многообещающий эксперимент.

– Сегодня уже подтверждено наблюдаемое ранее явление, что в популяции клеток зрелой опухоли, причем и лейкемий, и плотных опухолей, имеются стволовые раковые клетки. Стволовые раковые клетки отличаются от эмбриональных клеток тем, что они порождают только новые раковые клетки, в то время как эмбриональные стволовые клетки являются родоначальником всех органов и тканей. Откуда они там возникают? Видимо, они являются, если можно так выразиться, потомками эмбриональных стволовых клеток. Но они обладают свойствами раковых клеток.

– Насколько я понимаю, именно открытие функций этих клеток дало повод заговорить чуть ли не об открытии источника рака?

– Опухоль уже есть, оставим вопрос о том, почему она возникла. Так вот, в ней от 1 до 10, а иногда даже до 50% клеток отличаются от основной массы тем, что они относятся к категории стволовых, а это значит, что они не отмирают, как в конце концов все раковые клетки, пройдя определенное количество делений, а дают рост новым клеткам. И вот то обстоятельство, что они есть в каждой опухоли, является первопричиной и метастазирования, и рецидивов. И это очень важный элемент. Хотя он, повторяю, еще носит все-таки характер гипотезы.

– Как ученые намерены нейтрализовать эти канцерогенные стволовые клетки?

– Дело в том, что нынешнее поколение химиотерапевтических препаратов убивает обычные раковые клетки, а что касается стволовых раковых клеток, имеющих свои особые молекулярные маркеры, как выясняется, они или совсем на них не действуют, или действуют недостаточно. Поэтому речь идет о создании новой категории химиопрепаратов, которые избирательно уничтожают именно эти клетки. И это рассматривается как крупнейшее достижение в онкологии последних десятилетий. Повторяю, если эта гипотеза получит всестороннее подтверждение. И это является действительно мостиком к созданию принципиально новых лекарств, которые будут куда более эффективны, чем ныне действующие.

– Неужели мы можем говорить об излечении от рака?

– Будем осторожнее, речь идет о принципиально новом подходе к приготовлению лекарств против рака, химиотерапевтических препаратов. Как это скажется на общей излечиваемости этого тяжелейшего заболевания, это, конечно, сейчас можно только гадать. Но это новый научно обоснованный подход, который вселяет надежду. И вот Национальный институт здоровья, который сейчас очень ограничен в средствах, поддерживает и выделяет средства именно для разработки такого подхода. И это обнадеживает.

Но существует немало скептиков, сомневающихся в этой красивой идее. Что им кажется сомнительным?

– Все кажется сомнительным! Обязательное присутствие или наличие такого рода клеток, то есть стволовых раковых клеток в каждой опухоли, роль этих клеток, которая была так «оптимистично» обрисована, она представляется им недоказанной. И один из авторитетов вообще посчитал эту гипотезу более близкой к религии, чем к науке.

– Не парадоксален ли факт, что стволовые клетки, о которых часто говорят, как о панацее от всех болезней, согласно этой теории, являются источником рака?

– Нет, не парадоксально, потому что это другие клетки. Они принадлежат к определенному классу именно стволовых клеток, но они резко отличны от тех клеток, о которых мы с вами говорили как о надежде на спасение при лечении разных заболеваний. Они не просто стволовые, а они раковые стволовые клетки, и это такая же разница, как разница между выражением «государь» и «милостивый государь» - и там, и там «государь», а смысл совершенно другой.

Источник: www.svobodanews.ru
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.