Снова лето

Журнал «Профиль», Портал «FinArty», 26 мая 2008 года

http://www.finarty.ru/articles/view/26/

 

Можно уже подводить первые итоги минувшего делового сезона, прошедшего под знаком мирового кризиса ликвидности со всеми его вытекающими для российского банковского рынка.

 

 

Авторы: Ян Арт, Юлия Уханова

 

 

Что изменилось и что может измениться — это стало темой заочного круглого стола российских финансистов, организованного журналом «Профиль» при поддержке интернет-портала FinArty. В круглом столе приняли участие:

 

Филипп Дельпаль, генеральный директор направления розничных банковских услуг и потребительского кредитования BNP Paribas в России;

Александр Долгополов, заместитель председателя правления банка «Возрождение»;

Евгений Егоров, заместитель председателя правления OTP-банка;

Роман Кульбачный, директор инвестиционного департамента банка «Стройкредит»;

Кирилл Петров, старший вице-президент Бинбанка;

Сергей Рыбин, заместитель председателя правления банка «Стройкредит»;

Роман Тарасов, заместитель начальника управления аналитических исследований ИГ «Ист Коммерц»;

Ильнар Шаймарданов, управляющий отделением «Казань» КМБ-Банка;

Андрей Шелковый, старший вице-президент Московского банка реконструкции и развития;

Андрей Шишкин, генеральный директор компании «ЮграИнвестСтройПроект»;

Сергей Шпетер, директор по развитию бизнеса долгового агентства «Пристав».

 

- Как вы оцениваете последний год с точки зрения состояния отечественного банкинга? Насколько мировой кризис скорректировал кризис основные направления его развития?

 

Александр Долгополов:

- Важным итогом года стало понимание того, что российская банковская система жизнеспособна. Хорошо это или плохо, но в силу того, что мы до сих остаемся не сильно интегрированы в мировой финансовый рынок, кризис практически не отразился на деятельности российских банков. Хотя, безусловно, он внес свои коррективы в наше дальнейшее развитие. Крайне важным итогом года стало понимание того, что на пути преодоления кризисных явлений банковский сектор и регулирующие органы могут предпринимать слаженные и оперативные действия, а такие явления, как «кризис доверия», который пережила наша банковская система в 2004 году, остались в прошлом.

С точки зрения бизнеса, безусловно, произошли значительные сдвиги в сторону более консервативного подхода банков к развитию и повышению их специализации. Американский пример наглядно показал, к чему может привести стремление «взять количеством» в ущерб качеству.

Негативным итогом года стали высокие темпы инфляции, которые только увеличились в 2008 году. Это проблема любой растущей экономики, которая поддается регулированию, однако методы, которые в настоящий момент используются для ее сдерживания, в первую очередь отражаются на банковском секторе. Растет тенденция к увеличению стоимости заемных ресурсов, которая, в свою очередь, подстегивает дальнейший рост банковских ставок. Если в начале года прогнозировалась их коррекция к началу второй половины этого года, то теперь стоит вести речь о более позднем периоде.

 

Сергей Шпетер:

- Я считаю, что российская банковская система, безусловно, ощутила на себе влияние мирового финансового кризиса, и сегодня ей приходиться адаптироваться к новой действительности. Изменение ситуации на мировых финансовых рынках привели к удорожанию денег и, как следствие, к увеличению процентных ставок по кредитам, а в некоторых случаях и к сворачиванию целых кредитных программ. Подтверждающим примером служат АИЖК и Москоммерцбанк, которые приостановили программы ипотечного кредитования.

Для того чтобы сохранить доходность от кредитных операций, банки вынуждены повышать стоимость кредитов, что потенциально приводит к увеличению объемов невозвратов. Если раньше у банков была возможность покрывать просрочку за счет объема вновь выдаваемых кредитов, то сегодня ситуация изменилась: темпы роста выдаваемых кредитов снизились, а просроченной задолженности напротив увеличились. Это очень тревожный симптом.

 

Кирилл Петров:

- Многие банки критически пересмотрели свое отношение к рискам кредитования корпоративных заемщиков и физических лиц. Изменилась сама модель развития ипотечного рынка: раньше банки выдавали кредиты в надежде их дальнейшего рефинансирования за счет продажи или секъюритизации, но рынок показал, что делать это сейчас и в ближайшее   время крайне сложно. Поэтому банкам пришлось сократить объемы выдаваемых ипотечных кредитов и повысить по ним ставки.

Банкам также пришлось пересмотреть принципы привлечения пассивов: если   раньше можно было относительно дешево привлекать ресурсы на рынках, то   кризис заставил банки больше рассчитывать на своих клиентов.

 

Сергей Рыбин:

- Нестабильная ситуация на мировых финансовых рынках оказала серьезное влияние на развитие российских банков. В первую очередь это относится к сегменту ипотечного кредитования, сильнее других связанному с возможностью привлечения долгосрочных ресурсов из-за рубежа. Ряду банков пришлось либо вообще заморозить соответствующие программы, либо ужесточить требования к потенциальным заемщикам.

А вообще проблемы с привлечением ресурсов заставили многие кредитные организации снизить объемы кредитования и в других сегментах. Зачастую банки отказывали заемщикам в выделении средств даже после принятия официального решения о выдаче. Кроме того, в некоторых случаях кредитные организации были вынуждены обращаться к своим клиентам с просьбой о досрочном погашении уже выданных займов для поддержания собственной ликвидности.

Изменения затронули и сегмент потребкредитования, долгое время остававшийся одним из драйверов роста рынка. Многим банкам пришлось значительно снизить темпы роста своих портфелей и фактически начать их реструктуризацию.

Другим важным следствием стал рост процентных ставок по кредитам на 1-2%. При этом перспективы их снижения на текущий момент представляются достаточно туманными.

В этой ситуации многие небольшие и средние банки предпринимают усилия для диверсификации собственной клиентской базы. Если в какой-либо кредитной организации обслуживаются только две-три крупных компании, уход одной из них из-за невозможности получить здесь финансирование может оказать крайне негативное влияние на бизнес банка. Наличие значительного числа клиентов среди представителей малого и среднего бизнеса позволяет снизить подобные риски.

 

- Да, минувшей осенью целый ряд банков объявил о запуске масштабных программ по кредитованию МСБ. И как - «процесс пошел»?

 

Ильнар Шаймарданов:

- Декларирование запуска программ кредитования малого бизнеса для многих банков сегодня  - это скорее инструмент для повышения стоимости акций банка для потенциального инвестора (фактор универсальности). Большинство "масштабных программ" - это слегка переработанный опыт лидеров в этом сегменте - КМБ-банка, ВТБ24 и др. То есть нчиего радикального эти программы на рынок не привносят. Но рост конкуренции - это всегда выигрыш потребителя, поэтому я расцениваю это как положительную тенденцию.

 

Сергей Шпетер:

- Действительно, были запущены программы по кредитованию малого и среднего бизнеса. Но мы пока не ощутили на себе всю масштабность этого процесса.

 ПРОДОЛЖЕНИЕ

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
  • управление бюджетом