Юбилейный «Оскар»: торжество справедливости

В Лос-Анджелесе прошла ежегодная церемония вручения «Оскаров» - высших наград Американской киноакадемии. Лучшим фильмом 2007 года признана драма братьев Коэнов «Старикам здесь не место», в номинации «Иностранный фильм» - австрийская кинолента «Фальшивомонетчики». Лучшей исполнительницей главной женской роли названа французская актриса Мэрион Котийяр, сыгравшая Эдит Пиаф в фильме «Жизнь в розовом свете». «Оскара» за главную мужскую роль получил Даниэль Дэй-Льюис за фильм «Будет кровь».

За интригой главного мирового кинособытия года следил и обозреватель радио «Кино FM» Антон Долин, поделившийся своими впечатлениями.

- Большинство ваших коллег считает, что в данном случае фактически везде восторжествовала справедливость: все крупные фильмы по большому счету получили то, что должны были получить. И никого не удивил ни выбор главных победителей, ни премии, которые присуждены актерам. Вы согласны с такой постановкой вопроса?

- Полностью согласен. Я удивился только два раза - один раз приятно, один раз неприятно. Неприятное удивление у меня вызвало награждение Тильды Суинтон (фильм «Майкл Клейтон») как актрисы второго плана. Тильда Суинтон - замечательная актриса, но, конечно, это очень рядовая роль. А, например, роль Кейт Бланшетт, уже награжденной в Венеции «Золотым глобусом» (она сыграла Боба Дилана в фильме «Меня здесь нет»), - необычная, и она могла бы быть награждена «Оскаром», тем более что для «Оскара» все-таки Дилан не пустое место, как и Бланшетт. С другой стороны, у Бланшетт есть уже второстепенный «Оскар», может быть, поэтому он ей сейчас и не достался.

А в другой раз я был очень приятно удивлен. Я все-таки опасался, что Никита Михалков или Анджей Вайда (у обоих явно не самые сильные картины) могут просто за свою собственную известность получить «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке. Но тут страннейшим образом справедливость тоже восторжествовала. «Оскара» получил действительно лучший из пяти претендентов - «Фальшивомонетчики». Это было очень приятно.

- Вы что же, не патриот? Что это вы радуетесь неудаче Никиты Михалкова?

- Знаете, я не буду повторять избитую цитату из Оскара Уайльда. Во-первых, Никита Михалков лишь волею случая представляет всех русских. Во-вторых, можно было бы болеть и за Сергея Бодрова, он не менее русский. Для человека, любящего кино, особенно когда он смотрит «Оскара», а это международная церемония, не может быть никаких национальных предпочтений. Тогда и за братьев Коэнов бессмысленно болеть, и за Пола Томаса Андерсона. Тогда нужно думать только о Никите Михалкове. А для этого лучше вообще не знать о том, что существует какой-то «Оскар», а ходить только на церемонию «Золотой орел». Ясно, что приз должен получать лучший фильм. Фильм «Фальшивомонетчики» конечно, более удавшийся, чем «12», тут и говорить не о чем.

- Что вы можете сказать о фильме «Старикам здесь не место», который получил сразу четыре «Оскара» в основных номинациях?

- Фильм братьев Коэнов - действительно один из лучших фильмов. Может быть, не самый лучший, но абсолютно понятно, почему Коэны впервые после фильма «Фарго» вообще попали в оскаровский расклад и впервые получили такие основные призы. У них уже есть «Оскар» за сценарий «Фарго», и тогда было очевидно, что это максимум, который они могут получить. Теперь же - и сценарий, и режиссура, и лучший фильм. Это их первый большой американский фильм, достаточно серьезный и недостаточно глумливый для того, чтобы академики (даже пожилая их часть академиков, а она очень велика) восприняли его всерьез, восхитились и не почувствовали какой-то фиги в кармане. Потому что это действительно серьезное кино.

Коэны (даже младшему из них уже перевалило за 50) уже вошли в тот статус, когда классиками их признает не только Европа. Европа их признает классиками уже лет, наверное, двадцать - с тех пор, как они получили за фильм «Бартон Финк» Золотую пальмовую вервь в Каннах. Теперь и Америка готова признать их классиками, вот и все. Их победа над фильмом «Нефть» Пола Томаса Андерсона (это был второй фаворит, у них было одинаковое число номинаций - по восемь) совершенно очевидна, потому что Андерсон моложе, ему 37 лет и у него, возможно, все победы еще впереди. Его тоже уважают, к нему хорошо относятся, но он еще не созрел для этой, в общем, номенклатурной и очень серьезной, основательной премии, каковой является «Оскар». А Коэны созрели.

- Два мужских имени чаще других упоминаются сейчас: Даниэль Дэй-Льюис («Нефть») и испанец Хавьер Бардем («Старикам здесь не место»). Можно сказать, что Бардем теперь - большая голливудская звезда, второй испанец после Антонио Бандераса, который успешно строит карьеру в Голливуде?

- Его давно уже можно было назвать вторым самым известным испанским актером после Антонио Бандераса. Или, если угодно, первым, потому что Антонио Бандераса как испанца уже мало кто воспринимает. Я не помню, когда в последний раз он снимался в испанских фильмах, а не в американских или просто англоязычных. Но я разговаривал несколько раз с Хавьером Бардемом, он абсолютно определенно говорит, что никогда не снимался в голливудских фильмах и не будет. У него был единственный опыт - он в фильме Майкла Манна сыграл крошечный эпизод, буквально на две фразы. Он сказал, что это было для забавы его и что больше он не собирается. Братья Коэны - это, конечно, не Голливуд, это, в общем, антиголливудские режиссеры, они его пригласили, и он счастлив, так как мечтал у них сниматься. Об этом он мне рассказывал еще на Каннском фестивале в мае, когда ни о каком «Оскаре» слуха не было, когда Америка еще не видела этого фильма, и не было ясно, что Бардем получит за это «Глобус» и «Оскара», да и вообще не было понятно, что будет дальше. Конечно, у него гонорары сейчас вырастут, но я не думаю, что уже взрослый мужчина после «Оскара» резко именит свою политику и начнет сниматься в Голливуде направо и налево.

- И последний вопрос к вам, как к кинокритику, давно следящему за мировым кинопроцессом. Эта церемония присуждения «Оскаров», юбилейная, пошла на пользу мировому кино?

- Безусловно. Во-первых, очень важна для международного, а не для американского сообщества номинация «Фильм на иностранном языке». Не буду злорадствовать, что Михалков ничего не получил. Просто очень важно, когда в номинации представлено несколько известных режиссеров и несколько неизвестных режиссеров, и когда побеждает фильм неизвестного режиссера. А это для Австрии - вообще всего вторая номинация за 80 лет и первый «Оскар». Это совершенно сенсационно, когда фильм получает приз именно за качество, а не за имя или за выслугу лет режиссера. Это крайне важно. Очень здорово.

Второй раз произошло подобное на этой церемонии, когда Диабло Коди, бывшая стриптизерша, переквалифицировавшаяся в писатели, получила приз за оригинальный сценарий за фильм «Джуна». Замечательный фильм и замечательный сценарий. Это тоже справедливость, потому что там были такие акулы пера! Но они все проиграли, и это потрясающе. С другой стороны, когда братья Коэны, серьезные, ироничные, как правило, пессимистично смотрящие на жизнь (совсем не голливудские люди, и именно поэтому много лет не замечаемые Голливудом), получили приз, за свой самый, в общем-то, страшный, безнадежный, безусловно искренний фильм, это, конечно, тоже сенсация, это здорово. Такого не было со времен «Красоты по-американски».






Источник: www.svobodanews.ru
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
  • управление бюджетом